Процесс создания виртуальных экскурсий по учебному заведению с эффектом присутствия. Виртуальные экскурсии

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра прикладной информатики в экономике и управлении

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по информационным технологиям в СКСТ

Виртуальные путешествия

ГОУ ОГУ 100103. 6011. 13 OO

Руководитель работы

В. А. Батров

«___»___________ 2011 г.

Исполнитель

Студентка гр. 10 СКСТ-1

А. В. Никонова

«___»___________ 2011 г.

Оренбург 2011

Введение3

1 Необходимость создания виртуальных туров на современном этапе развития

1.1 Понятие виртуальной реальности и ее сущность6

1.2 Виртуальные туры и обусловленность их появления8

1.3 Техническая реализация виртуальных туров10

2 Особенности существующих на сегодняшний день виртуальных путешествий16

2.1 Сайты виртуальных путешествий по странам зарубежья16

2.2 Реализация виртуальных путешествий в Росси…………………………… .. 18

2.3 Анализ создаваемых в нашей стране сайтов виртуальных путешествий и перспективы их развития21

Заключение27

Введение

Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем – зрителем. Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Предприятия сферы туризма постепенно включаются в этот процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников, представителей туристских фирм, идет стремительное освоение виртуального пространства. Читать про путешествия любят все, но взять и самому отправиться в поездку бывает порой не просто из-за достаточно высоких цен на билеты и нехватки времени на преодоление огромных российских расстояний. Но это не беда, сегодня, благодаря современным интернет-технологиям, появляется возможность осмотреть самые отдаленные города России, побывать в любой точке мира, детально приблизиться к шедеврам мирового искусства и архитектуры, не выходя из дома. Виртуальные туры - один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии и создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Дело в том, что, в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальный тур обладает интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь дом изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая собственной квартиры.

И хотя уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных путешествиях и турах», данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Это связано, конечно, с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет, а ведь именно Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» (виртуальных выставок, экспозиций, экскурсий, музеев и т.д.). Итак, такое явление как «виртуальные путешествия» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Объектом исследования в данной работе выступают виртуальные путешествия. Предметом исследования становится рассмотрение возможности виртуальных путешествий.

Цель выполнения работы - выявление потребности современного общества в «виртуальных путешествиях» и анализ уже существующих проектов на примере российский и зарубежных виртуальных туров.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

Практическая значимость работы состоит в том, что ее можно использовать на практических занятиях по дисциплинам связанным как с информационными технологиями, так и непосредственно с туризмом.

Информация для работы взята с российских и зарубежных сайтов, содержит в себе тезисы статей и публикаций печатных и электронных СМИ.

Структура: работа состоит из трех частей – введение, основная часть и заключение. Во введении определяется актуальность, исходя из специфики и особой значимости разработки и внедрения виртуальных туров в сферу туризма. Основная часть представляет собой две главы. В первом главе дается общая характеристика виртуальной реальности, рассматриваются факторы появления виртуальных туров, плюсы их использования, а так же особенности технической разработки. Во второй части приводятся конкретные примеры существующих и зарекомендовавших себя в сети Интернет сайтов, предоставляющих возможность оказаться практически в любом уголке мира, не выходя из дома. Помимо реально существующих музеев и достопримечательностей, у которых есть свои представительства в Интернете, подробно рассматриваются и примеры не существующих в жизни музеев. Заключение содержит ряд выводов проведенного исследования и практических рекомендаций по развитию индустрии виртуальных путешествий.

  1. Необходимость создания виртуальных туров на современном этапе развития

1.1 Понятие виртуальной реальности и ее сущность

Понятие "виртуальная реальность" (ВР) обычно применяется к созданным компьютером "мирам", которые ощущаются и выглядят так, как будто существуют в действительности.

Большинство публикаций и статей о виртуальной реальности, а также определений, что такое ВР, относятся либо к
1) популярным статьям, которые носят в основном эмоциональный характер и не имеют глубокого анализа сущности ВР, либо
2) отражают поверхностный подход к пониманию сущности ВР на уровне интуиции.

В первом, наиболее распространенном поверхностном подходе к ВР делается акцент на технических средствах.

Во втором, менее распространенном поверхностном подходе к ВР делается акцент на восприятии человеческих коммуникаций, называя Интернет виртуальной реальностью. Если ты в «он-лайне», то значит уже погрузился в виртуальную реальность.

Ясно одно, что теория, практика, технология и философия ВР – вещь не простая. Исследование ВР, а тем более, практическая реализация, требуют очень высокой эрудиции в самых разных отраслях знаний. Необходимо глубокое понимание сущности концепций пространства и времени, сознания и интеллекта. Ключом должна стать практичная теория восприятия-действия.

Виртуальная реальность (от англ. virtual reality - возможная реальность) - это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания ВР положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. Слово "виртуальный" не полностью соответствует русскоязычному эквиваленту - "возможный" или "потенциальный", оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы ВР используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем ВР появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах.

Предпосылками возникновения идеологии ВР были литература и искусство. В определенном смысле ВР можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но ВР выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены.

Разработка систем ВР может быть представлена 4 основными компонентами:

1) система отображения и передачи информации человеку;

2) система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру;

3) система создания виртуальных образов и логико- семантической структуры виртуальных событий;

4) система передачи информации от компьютера к человеку.

В настоящее время в качестве технических средств реализации ВР используются следующие системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, "виртуальная сфера". Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с ВР, управляя ее объектами. "Виртуальная сфера" может создавать иллюзию перемещения в пространстве.

Дальнейшее развитие систем ВР следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю. Т. Каганов.)

1.2 Виртуальные туры и обусловленность их появления

Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных путешествиях и турах». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят несколько сумбурный характер, но это и не столь важно для нашего исследования.

С помощью виртуальных туров можно наглядно продемонстрировать зрителю внешний вид офиса, выставки и магазина, показать ему изнутри и снаружи выставленные на продажу дома или автомобили, ознакомить его с оформлением интерьера в ресторане, отеле или фитнес-клубе, представить основные достопримечательности туристической поездки, позволить побродить по залам музеев и выставок и т.д.

Виртуальный тур - это комбинация панорамных фотографий (сферических или цилиндрических), когда переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками привязки или точками перехода), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана тура. Все это может дополняться озвучиванием переднего плана и фоновой музыкой, а при необходимости и обычными фотографиями, видеороликами, flash-роликами, планами туров, пояснениями, контактной информацией и пр.

В основе виртуальных туров лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть изображения, которая его интересует в данный момент, и что при желании он может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить отдельные детали изображения. Разглядывая же обычную фотографию, зритель видит только то, что ему показывают, и не может управлять процессом просмотра. Еще интереснее, если пользователь виртуального тура может перемещаться между панорамами через активные зоны или руководствуясь картой тура.

Главное достоинство виртуальных туров - возможность экономии времени, причем как для стороны, представляющей тур (продавца), так и для зрителя (потенциального покупателя или клиента). Кроме того, для покупателя виртуальный тур выполняет функции неназойливого гида, а продавцам, как свидетельствует немалое число отчетов, использование туров помогает активно привлекать новых клиентов, поскольку сами туры превращаются в эффективный инструмент продаж.

Покупателей в виртуальных турах привлекает то, что ознакомиться с объектом можно в любой удобный для них момент, а кроме того, появляется возможность предварительного, причем весьма подробного осмотра всех имеющихся у продавца потенциально интересных объектов. В итоге список объектов (квартир, домов, автомобилей, отелей, ресторанов, фитнес-клубов, музеев и т.п.), которые необходимо лично посетить или осмотреть, значительно сокращается. Более того, в ряде сфер (например, в туристической), где предварительный личный осмотр объектов вообще невозможен, дополняющий описание тур оптимизирует процесс изучения возможных предложений.

Для продавца главными плюсами виртуальных туров можно считать следующие:

  • привлечение интереса к компании, повышение ее престижа, а следовательно, приобретение новых клиентов, так как виртуальные туры сегодня вызывают интерес у большинства посетителей, увеличивают число возможных клиентов и повышают доходы компании;
  • сокращение времени между созданием тура и знакомством с ним покупателя. В традиционном варианте бизнеса для предварительного знакомства покупателя с предлагаемыми объектами используются буклеты, но от момента создания буклета и до того, как он окажется в руках потенциального покупателя, проходит немало времени. Иное дело - виртуальный тур, который становится доступным миллионам пользователей Сети практически сразу после его создания;
  • возможность разнообразного использования одних и тех же туров - в Интернете, причем даже на разных серверах, и в виде CD-презентаций, которые можно демонстрировать в офисе клиента, на выставке и т.п. Все это позволяет расширить охват аудитории;
  • простота и оперативность размещения новых, обновления и замены старых виртуальных туров, что является гарантией актуальности представленной информации.

Краткое описание

Цель выполнения работы - выявление потребности современного общества в «виртуальных путешествиях» и анализ уже существующих проектов на примере российский и зарубежных виртуальных туров.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Понять сущность виртуальной реальности, ознакомиться с теоретическими знаниями об этом явлении;
Изучить понятие виртуальных туров и рассмотреть технологию их создания;
Выявить особенности существующих на сегодняшний день виртуальных путешествий в России и в мире;
Проанализировать создаваемые в нашей стране сайты виртуальных музеев и оценить перспективы развития виртуальных путешествий.

Оглавление

Введение3
1 Необходимость создания виртуальных туров на современном этапе развития
1.1 Понятие виртуальной реальности и ее сущность6
1.2 Виртуальные туры и обусловленность их появления8
1.3 Техническая реализация виртуальных туров10
2 Особенности существующих на сегодняшний день виртуальных путешествий16
2.1 Сайты виртуальных путешествий по странам зарубежья16
2.2 Реализация виртуальных путешествий в Росси…………………………….. 18
2.3 Анализ создаваемых в нашей стране сайтов виртуальных путешествий и перспективы их развития21
Заключение27
Список использованных источников29

Электронные карты служат хорошими помощниками при проведении дистанционных уроков и могут применяться в обычных классах практически на всех предметах школьного курса. Созданные виртуальные туры позволяют акцентировать внимание обучаемых на определенных моментах урока и делают его более ярким и запоминающимся.

Tour Builder

Описание

Сервис Tour Builder, разработанный Google, позволяет самостоятельно создавать виртуальные экскурсии. Инструмент работает на основе сервиса Google Earth.

Geteach


Описание

Сервис создан на основе приложения Google. Автором приложения является учитель из г. Остина (штат Техас, США) Джош Уильямс.

Принципы работы

Чтобы создать маршрут необходимо выбрать на карте объект, внести его описание и вставить фото. Сервис дает возможность сопоставить две карты, использовать чертежные и измерительные инструменты, метки, технологии Google Street, возможность работать со слоями, можно вставить подобранные карты и фотографии.

Возможность организации групповой работы в сервисе

Групповая работа на сервисе не предусмотрена. Командную работу можно организовать в классе и предложить ученикам собрать материал для создания меток.

Tour Creator

Описание

Сервис Tour Creator создан на основе Google и предназначен для создания виртуальных туров на основе карт Google.

Сервис позволяет за короткое время создать виртуальный тур с использованием фотографий Google Street Map или собственные 360-градусные фотографии. Имеется возможность для создания тура с использованием картонного VR-шлема Google Cardboard и сервиса Expeditions.

Принципы работы

Чтобы начать работу в сервисе необходим аккаунт Google. Перед началом работы по созданию экскурсии необходимо дать описание тура и вставить фото обложки. Сервис позволяет использовать технологии Google Street, имеется возможность добавить на изображение описание отдельных элементов здания или сооружения.

Групповая работа на сервисе не предусмотрена. Командную работу можно организовать в классе и предложить ученикам собрать материал для создания меток.

Примеры работ

TimelineJS manual

Описание

Сервис TimelineJS – генератор интерактивных таймлайнов для web. Сразу после начала создания своего проекта, сервис предложит пользователям подробную инструкцию со скриншотами по работе с инструментарием сервиса. Есть и видеоролик, который покажет все действия пользователя. Сервис многогранный. Мы рассмотрим только создание туров.

Принципы работы

В последнее время я очень полюбила виртуальные путешествия с помощью Яндекса, Гугла и других сервисов. Наверное, эти слова звучат несколько странно для человека, который влюблен в путешествия. И, тем не менее, это так. Что могут дать виртуальные путешествия заядлому путешественнику?

Время и бюджет путешествий у меня ограничены. Возможностей реализовать все свои «хотелки» нет. Поэтому приходится выбирать «самое-самое».

Когда я планирую путешествия, то обязательно читаю блоги путешественников. Это целый кладезь информации. Но в то же время блоггеры, как правило, фотографируют самые красивые, запоминающиеся достопримечательности. Руины, бараки, ямы на дорогах и прочие прелести российской (и не только) глубинки нередко остаются за кадром. В фильмах тоже показывается далеко не все. Если это не специальный проект, авторы, как правило, стараются не снимать неинтересные, отталкивающие места. И еще нет свободы передвижения, если так можно выразиться.

И вот тут-то на помощь приходят виртуальные путешествия. Если меня чем-то заинтересовало какое-то место, я смотрю панорамы. И уже на этом этапе отсеиваются некоторые точки: неинтересный ландшафт, безликая архитектура. Конечно, будь у меня время, я бы заехала и сюда. Но если при этом придется пожертвовать чем-то более интересным и красивым — увольте.

Пока у меня нет возможности проехать по этой дороге в Норвегии и увидеть эти места. Виртуальная поездка отчасти восполняет этот пробел, а заодно дает возможность ненадолго оторваться от повседневных дел

Также бывают ситуации, когда таким образом удается дополнить впечатления. Например, недавно я была в . оказалась закрыта — не повезло. Виртуальное путешествие помогло хотя бы отчасти восполнить пробел. Разумеется, когда я снова попаду в Кидекшу, обязательно посещу этот храм. Или почему бы не посмотреть на местность с высоты птичьего полета? Сейчас многие города отняты таким образом.

А еще с помощью виртуальных путешествий можно проникнуть в некоторые закрытые зоны. Например, вас вряд ли пустят на космодром Восточный. А вот на Яндекс Панорамах он есть. Отснято далеко не всё, конечно, но представление о нем вы получите.

Да, конечно, из подобных виртуальных путешествий не привезти красивых фотографий и видео. И виртуальный мир не заменит реальный с его ощущениями и запахами, адреналином и драйвом. Но в то же самое время это хороший способ спланировать путешествие и наметить места, которые хочется посетить в первую очередь.

Кроме того, есть места, куда я вряд ли попаду в силу разных обстоятельств. Так почему бы не побродить там хотя бы виртуально? Или можно просто отдохнуть и немного развлечься в период простоя, когда жизненная ситуация вынуждает остаться дома.

Сейчас я готовлю новую поездку. Надеюсь, что её получится осуществить. А предварительное виртуальное путешествие поможет наметить точки, которые посетить необходимо, и отбросить те, которыми можно пренебречь. Огорчает только, что в России отснято не всё. Как здорово было бы «побродить», например, по плато Путорана или увидеть Индигирку. Зато в других странах, особенно в Европе и Америке, можно таким образом исследовать почти каждый уголок.

Существует довольно много сервисов, которые предлагают виртуальные путешествия: просмотр улиц и панорам от Яндекса и Гугла, сферические аэропанорамы, в том числе и видео-панорамы от Air Pano, веб-камера на МКС (туда-то я точно никогда не попаду), различные веб-камеры по всему миру, виртуальные музеи. Китай великолепно отснят на Baidu. С каждым днем подобных сайтов становится всё больше и больше.

Меня покорили видео-панорамы, в которых можно менять ракурс, приближать и удалять объекты с помощью мышки. Посмотрите, например, этот превосходный фильм про , отснятый Air Pano. На полном экране — почти эффект присутствия, невозможный при просмотре обычного фильма. Я была в кальдере Узон и подтверждаю: все так и есть. Кроме одного: при просмотре фильма нет страха, что этот страшный с тобой на борту свалится в какое-нибудь кислотное озеро 😉

Технологии идут вперед семимильными шагами. Уже сейчас существуют очки и шлемы виртуальной реальности. Кто знает, может через несколько лет будет достигнут полный эффект присутствия и мы сможем, ощутив всю гамму чувств, побывать в самых экзотичных уголках нашей планеты, куда вряд ли попадем в обычной жизни.

PS. И да, я нашла виртуальные путешествия по плато Путорана 🙂

А как вы, мои читатели, относитесь к подобным виртуальным путешествиям?

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методы и технологии создания виртуальных магазинов. Программные средства для создания сайта. Разработка php-модуля. Технические возможности СУБД MySQL. Приложения для создания графики и дизайна. Логическая структура сайта. Разработка базы данных.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2012

    Общие положения теории эмуляторов, технические характеристики наиболее популярных продуктов. Организация учебного класса на основе выбранной версии продукта. Характеристики платформ для реализации задачи и нормального функционирования виртуальных машин.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Понятие виртуального магазина. Преимущества и недостатки виртуальных магазинов. Классификация виртуальных магазинов. Организация деятельности виртуальных магазинов. Создание виртуальных магазинов. Способы оплаты в Интернет. Процессинговая система.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2007

    Разработка модулей для автоматического развертывания виртуальных сред и технология их резервного копирования. Схемы сетевого взаимодействия виртуальных сред и их состав (настройка гостевых операционных систем и служб) для каждого из специалистов.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2013

    Анализ современного рынка программных продуктов. Понятие виртуального тура и возможности его применения. Изучение программного обеспечения и технологии создания виртуальных туров. Панорамный снимок и виртуальная брошюра. Настройка параметров панорамы.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Понятия выставки, экспозиции и виртуальности. Их представительства в сети. Виртуальные выставки на службе экспобизнеса. Особенности их организаций. Техническая реализация виртуальных экспозиций. Примеры существующих виртуальных музеев в Интернет.

    реферат , добавлен 25.11.2009

    Проблематика построения виртуальных частных сетей (VPN), их классификация. Анализ угроз информационной безопасности. Понятия и функции сети. Способы создания защищенных виртуальных каналов. Анализ протоколов VPN сетей. Туннелирование на канальном уровне.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2014

Виртуальный тур - интерактивное средство презентации, составляющее совокупность нескольких виртуальных панорам, позволяющее пользователю в буквальном смысле перемещаться в выбранном пространстве и ощущать эффект присутствия.

Интерактивные панорамы представляют собой ряд изображений, снятых на широкоугольный объектив последовательно друг за другом и соединенные вместе. Они являются более информативным материалом, чем статичные фотографии, оставляя у виртуального гостя полную иллюзию присутствия в помещении. Готовую виртуальную панораму можно легко встроить на свой сайт или установить на любой веб-сервер, а также записать на презентационный компакт-диск.

Как показано в рисунке 1, панорамы могут быть сферическими или цилиндрическими.

Рисунок 1 - Виды виртуальных панорам

Сферические панорамы имеют охват 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали. Они позволяют запечатлеть все доступное пространство вокруг, замкнуть фотографию в сферу и воссоздать целостную объемную картину, в соответствии с рисунком 2.Сферическая панорама наиболее реалистично воспроизводит действительность.

Рисунок 2 - Сферическая панорама

Цилиндрические панорамы также имеют охват 360 градусов по горизонтали, но по вертикали охват меньше 180 градусов. Такие панорамы используются, как правило, тогда, когда не обязательно показывать верхние и нижние границы изображений. Они позволяют запечатлеть все доступное пространство вокруг, пользователь получает возможность поворачиваться на 360 градусов, но не может посмотреть вверх или вниз. Такая панорама склеивается в кольцо, образуя единый цилиндр. Пример изложен в рисунке 3.

Рисунок 3 - Цилиндрическая панорама

По виртуальному туру можно перемещаться, используя специальные переходы и ориентируясь по карте (навигатору).

Переход - специальная технология, позволяющая объединять несколько виртуальных панорам в виртуальные туры. Благодаря наличию таких переходов, у пользователя создается впечатление, что он перемещается из одного помещения в другое так, как это было бы в реальности. Пример изложен в рисунке 4.

Рисунок 4 - Переходы в виртуальных панорамах

Плавные переходы поддерживают ощущение непосредственного присутствия, реального передвижения. Использование этой технологии позволяет создавать интересные виртуальные туры по гостиницам, музеям, выставкам и другим объектам, где для полноты необходима целостность восприятия нескольких панорам.

Навигатор - это карта, на которой указываются центры виртуальных панорам и направление взгляда пользователя. Напоминает схему лабиринта, как показано в рисунке 5.

Пользователь легко может определить, где он находится в данный момент и куда смотрит, выбрать маршрут, по которому он хочет совершить виртуальную прогулку.

Рисунок 5 - Навигатор

Наличие навигатора дополняет целостность восприятия виртуального тура и дает возможность не только увидеть интересующий объект изнутри, но и посмотреть его план-схему. Кроме того, навигатор не позволит заблудиться посетителям виртуальных музеев, выставок, торговых центров и других помещений с большой площадью.

Активная зона - специальные области в виртуальных панорамах, представляющие собой ссылку на дальнейшие действия, в соответствии с рисунком 6. В зависимости от заданной цели, далее могут следовать варианты: переход на другую панораму, открытие нового окна браузера с дополнительным описанием объекта, возможность приблизить или отдалить интересующий предмет, развернуть картину под нужным углом и т.д.

Рисунок 6 - Активная зона

Технология активных зон позволяет сделать акцент на отдельных деталях панорамы. Это могут быть интересные товары в торговых центрах, конкретные выставочные стенды, отдельные детали интерьера гостиницы, а также любая другая информация, на которую необходимо обратить внимание виртуального посетителя. Области применения виртуальных туров обширны и разнообразны: гостиничный, ресторанный и туристический бизнес, рынок недвижимости и торговых площадей, индустрия красоты и здоровья, транспортные компании, промышленность, политика и т.д. Помимо прочего виртуальные туры используют для освещения значимых событий и составления репортажей. Так, например, был спроектирован виртуальный тур по фестивалю уличных театров «Три вороны» в Москве, тур по новосибирскому форуму «Условия инновационного прорыва регионов», а также по конференции «Маркетинг территорий» в Санкт-Петербурге. Кроме того, сегодня можно совершить экскурсию по дому Правительства Российской Федерации, включая кабинет Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. При помощи виртуальных туров возможно не только привлечение потенциальных, но и поддержание интереса постоянных клиентов. Они существенно сэкономят время, продемонстрировав клиенту реальные преимущества и характеристики продукта или услуги в виртуальном пространстве. В соответствии с рисунком 7, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что виртуальные туры выполняют следующие функции:


Рисунок 7 - Функции виртуальных туров

Информационная функция. Заключается в предоставлении наиболее полной и обширной информации о свойствах и характеристиках объекта.

Функция визуализации - предоставление изначально не зрительной информации в виде оптического изображения.

Сбытовая функция. Виртуальные туры являются инновационными средствами стимулирования сбыта и формирования спроса.

Функция мотивации. Выражается в побуждении потребителей выбрать тот или иной продукт/услугу.

Имиджевая функция. Создание положительного образа компании, наделение её дополнительными ценностями и повышение престижа.

Познавательная функция. Возможность изучения и познания культурных, исторических, научных и иных сведений об объектах.

Развлекательная и релаксационная функция. Заключается в создании благоприятной атмосферы и снятии эмоционального напряжения за счет игровой составляющей.

Создание виртуальных туров дает ряд преимуществ:

Со временем не требует дополнительных вложений, как например реклама в газетах по радио и телевидению;

Быстрый и наглядный способ показать преимущества своих товаров и услуг;

Возможность «выделиться» на фоне конкурентов;

Виртуальный тур, размещенный в интернете, работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, весь год и доступен к просмотру в любой точке мира;

Виртуальный тур это в первую очередь, презентация товара или услуги доступным и наглядным способом, за несколько минут виртуальный тур даст объем информации сравнимый с объемом информации после физического посещения объекта. Помимо основных функций, виртуальные туры оживляют сайт, добавляют в него динамичности.

Создание виртуальных туров. Процесс создания виртуальных туров достаточно трудоемкий. Как показано в рисунке 8, его можно разделить на шесть этапов: поиск идеи, непосредственно фотосъемка объекта, обработка полученных изображений, конечная сборка виртуального тура, создание плана и навигатора и продвижение товара на рынок.

Рисунок 8 - Процесс создания виртуальных туров

Первый этап создания виртуального тура, как и любого творческого процесса, связан с поиском основной идеи и, в свою очередь, делится еще на несколько ступеней, в соответствии с рисунком 9.

Рисунок 9 - Процесс поиска идеи виртуального тура

Изначально необходимо четко сформулировать главную цель и задачи, которые необходимо выполнить. Далее проходит поиск информации и её рассмотрение с целью найти единственный замысел, который полностью будет отвечать задачам.

Второй этап создания виртуальных туров - съемка объекта, как видно из рисунка 10. Процесс трудоемкий и очень ответственный: от результатов съемки будет зависеть качество панорамы. На место съемки выезжает профессиональный фотограф, работа которого занимает несколько часов - в зависимости от погодных условий, площади объекта, освещения внутри помещений и других факторов. Необходимо также учитывать множество нюансов, таких как правильный угол наклона, расстояние до объектов и между ними.

Рисунок 10 - Фотосъемка виртуальной панорамы

Фотооборудование, используемое для съемки панорам, напрямую влияет на конечный результат. При съемке виртуальной сферической панорамы предпочтительнее использовать штатив и специальную панорамную головку. Не менее важную роль играет широкоугольный объектив или объектив типа fisheye (рыбий глаз) -- объектив со сверхшироким углом обзора.

Количество фотографий, требуемых для создания полной сферической панорамы, зависит от фокусного расстояния объектива, физического размера матрицы фотоаппарата и процента перекрытия соседних кадров. В результате, исходя из рисунка 11, получается ряд фотографий, формирующих единое изображение.

Рисунок 11 - Второй этап создания виртуальных туров

На следующем этапе производится цифровая обработка отснятых фотографий, как видно из рисунка 12. Задача этого процесса - выровнять фотографии по степени освещенности, насыщенности цветом, контрасту. Создать фотографии с расширенным цветовым диапазоном (HDR) и потом из них сделать итоговые фото для сшивки.

Рисунок 12 - Третий этап создания виртуальных туров

С развитием цифровых технологий появились и новые способы обработки изображений. Что раньше было невозможно реализовать в аналоговой фотографии, теперь стало реальностью благодаря современной технике и компьютерным программам, таким как «Photoshop», «CorelPainShop», «CoralDraw». Четвертый этап заключается в конечной сборке виртуального тура и включает в себя две последовательные стадии - склейка изображений и монтаж панорамы.

С появлением цифровых средств обработки фотографий стала возможна очень точная склейка панорам из исходных кадров, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Данный процесс не требует больших затрат времени, профессиональные программы сшивают панорамы одним нажатием кнопки. Современные технологии позволяют ретушировать швы панорам, создавая при этом иллюзию единого пространства.

Если последовательно отснять 2-3 ряда кадров, каждый из которых будет охватывать 360 градусов, под разным наклоном камеры к горизонту, то из совокупности этих кадров уже можно собрать панораму с полным углом обзора и по вертикали и по горизонтали. В конечном итоге получится развертка сферической панорамы, как на рисунке 13.

Рисунок 13 -Четвертый этап создания виртуальных туров

При монтаже виртуальных панорам используют два метода: сферической и кубической проекции. Сферическая (эквидистантная) проекция - проекция плоскости на поверхность сферы, в соответствии с рисунком 14.Отображает полную картину пространства с охватом 360° на 180°, имеет сильные искажения, особенно заметные в верхней и нижней части изображения.

Рисунок 14 - Сферическая проекция виртуальных панорам

Кубическая проекция - проекция плоскости на поверхность куба, на 6 его граней, как показано в рисунке 15.Далее с помощью специальных программ стороны куба или равноугольная проекция преобразуются в нужный формат 3D сферической панорамы.

Рисунок 15 - Кубическая проекция виртуальных панорам

В завершение создания виртуального тура выполняются плавные переходы между панорамами. На изображениях выделяются активные области для переходов или показа дополнительной информации об объектах. Можно создать планы помещений, а также навигатор, позволяющий определить местонахождение, в соответствии с рисунком 16.

Рисунок 16 - Пятый этап создания виртуального тура

Последний этап создания виртуального тура, как и любого продукта или услуги, связан с его продвижением на рынок. Эффективное функционирование предприятий в рыночных условиях невозможно без такого рычага управления спросом, как продвижение товара, под которым понимается совокупность действий по осуществлению коммуникации с целевой аудиторией для побуждения их к покупке, способствующих реализации товара на рынке. В общем смысле, исходя из рисунка 17, продвижение товара можно свести к 5 основным этапам: изучение спроса и предложения на рынке, выбор маркетинговой стратегии, выбор средств продвижения, позиционирование товара и внедрение его на рынок. Важными функциями продвижения является создание образа престижности и инновационности, распространение информации о товаре и его параметрах, а также формирование популярности товаров (услуг).

Рисунок 17 - Продвижение товара на рынок

Таким образом, создание виртуального тура - длительный процесс от поиска идеи до внедрения товара на рынок, требующий специальных навыков.

Технологии воспроизведения панорам. Технология воспроизведения виртуальных панорам является одним из главных этапов в создании виртуальных туров. От выбора технологии воспроизведения зависят качество отображения, скорость и плавность вращения, удобство навигации внутри сферы и виртуального тура. Все это отражается на эмоциональном и на информативном восприятии изображения. В настоящее время существуют различные технологии воспроизведения сферических панорам. Наиболее популярными из них являются «AdobeFlash», «PhoscodeDevalVR», «AppleQucktime и Java».

«AdobeFlash» представляет собой средство создания векторной графики, анимации, воспроизведения и передачи видеоинформации в Интернет. В последних версиях «AdobeFlashPlayer» и плагинах для различных интернет-браузеров появилась возможность отображать и сферические панорамы. Основным плюсом является высокая совместимость со всеми операционными системами и браузерами. В большинстве случаев максимальное удобство и информативность достигается при просмотре панорам в полноэкранном режиме. В этом смысле определенную сложность представляет поиск компромисса между качеством и размером Flash-изображения. Так, с увеличением качества изображения, увеличивается и его размер, а значит и время загрузки. Flash-технологию рекомендуется применять для небольших панорам, когда не требуется высококачественного воспроизведения на полный экран, а требуется максимальная совместимость с разными платформами и операционными системами.

Технология «PhoscodeDevalVR» разработана компанией «Phoscode» специально и только для воспроизведения панорам, связи их между собой, наполнения различными интерактивными элементами. Поскольку данная технология является специализированной, она смогла использовать самые передовые возможности современных видеокарт для быстрого и качественного отображения панорам. «DevalVR» способна экономно и эффективно использовать возможности современных компьютеров. Поэтому и качество панорамы и скорость навигации внутри нее выше, чем у «AdobeFlash». «DevalVR» позволяет воспроизводить без падения скорости панорамы гораздо большей детализации. Например, можно легко просматривать панорамы разрешением 16000 х 8000 пикселей со скоростью прорисовки 50-80 кадров в секунду при вращении панорамы.

Разработчиком «AppleQuicktime» является компания «Apple», которая освоила технологию визуализации сферических панорам одной из первых. Именно она разработала стандарт панорамных изображений «QuickTimeVR». Данный стандарт остается весьма популярным и в настоящее время. Он используется уже практически во всех сторонних технологиях. Они позволяют воспроизводить этот стандарт панорам. По качеству и скорости воспроизведения «Qucktime» сравним с «AdobeFlash», но уступает «DevalVR».

Последний из самых распространенных способов проигрывания панорам основан на языке программирования «Java». Основным преимуществом данной технологии является высокая совместимость со всеми операционными системами. До выпуска последних версий «AdobeFlash» именно «Java» была основным инструментом для воспроизведения панорамных снимков. В настоящее время «Java» утратила свои позиции в пользу «AdobeFlash». Недостатком можно назвать и то, что для использования этой технологии, на некоторых браузерах, следует установить java-плагин, который в последнее время не пользуется спросом.



error: Content is protected !!