Что такое декодер dolby digital в телевизоре. Dolby Digital Plus VS Dolby Digital: рассказываем о технологиях Требования к аудиокодеку

25.01.2007

Также известен, как:

В 1965 году американский физик и инженер Рей Долби (Ray Dolby) организовал компанию Dolby Labs в Лондоне. Он работал над идеей создания систем понижения шумов, которые позволили бы улучшить качество звучания. Технология должна была подойди как профессионалам, так и рядовой публике. С тех пор имя Dolby стало известно по всему миру, а созданные в лаборатории стандарты объемного звука используются как в кинотеатрах, так и в домах наших граждан.

Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 с премьерой фильма Возвращение Бэтмена (Batman Returns), и с тех пор звучит почти в тысяче фильмов по всему миру, и является одной из самых современных разработок от Dolby Laboratories .

Dolby Digital 5.1 также называют AC-3 (Audio Code-3). Стандарт предусматривает шесть каналов - два спереди, два сзади, один по центру и один для сабвуфера. В отличие от Dolby Surround и Dolby Prologic , здесь полоса пропускания частот была расширена от 20 Гц до 20 кГц. 5.1 означает пять фронтальных и тыловых каналов плюс сабвуфер. Звук Dolby Digital по желанию производителя может быть записан в пяти отдельных полночастотных каналах - левый, правый, центральный, правый канал эффектов, левый канал эффектов. Кроме этого есть дополнительный канал мощных низкочастотных эффектов (LFE, low-frequency effects) которые более ощущаются нежели слушаются. Так как этот канал имеет в десятеро более узкую полосу пропускания, канал LFE называют.1

Как видно из его названия, Dolby Digital является цифровым форматом, то есть подразумевает запись звуковой информации в виде последовательности нулей и единиц. Dolby Digital отличается тем, что в этом формате предусмотрено шесть дискретных (раздельных) звуковых каналов. Их дискретность позволяет исключить возможность нежелательного просачивания звука из одного канала в другой. Канал сабвуфера также называют LFE (Low Frequency Effects - низкочастотные эффекты). Термин AC-3 означает технологию кодирования звука, при которой отбрасывается неслышимый звук, все оставшееся раскладывается по шести каналам. Соответственно для воспроизведения Dolby Digital звука необходим внешний декодер, или звуковая карта, раскодирующая 5.1 звук и оснащенная соответствующими выходами.

Этот кодер был разработан так, чтобы максимально использовать преимущества человеческой способности к звуковому маскированию, для чего он разбивает спектр аудио сигнала в каждом канале на узкие частотные полоски разного размера оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частотным компонентам полезного аудио сигнала. Путем уменьшения или даже полной ликвидации шума там, где нет маскирующего аудио сигнала, качество звука исходного сигнала субъективно не изменяется. По этому ключевому аспекту такое кодирование как AC-3 является формой очень избирательного и качественного шумоподавителя.

При переходе от аналоговой записи сигнала к записи на цифровой носитель такой как компакт-диск, обнаруживается, что цифровое кодирование аудио сигналов используемое в CD производит слишком большие объемы данных для того чтобы их эффективно хранить или передавать в электронном виде, особенно в случаях, когда необходимо кодировать несколько каналов. В результате появились новые формы цифрового кодирования аудио сигналов - известных под общим названием "perceptual coding - чувствительное (восприимчивое) кодирование" - которые были разработаны так чтобы можно было использовать низкоскоростные потоки данных с минимально ощущаемой потерей звукового качества. Примером такого алгоритма кодирования является третье поколение кодеров Dolby - AC-3.

Dolby Digital использует сжатие звука с фиксированным коэффициентом 1:2. Другими словами, какой бы звук вы не взяли, после сжатия вы получите строго определенный поток. Здесь есть свои плюсы (дисковое пространство) и минусы - поскольку качество звучания все же ухудшается. Впрочем, в результате звук занимает на DVD не столь много места, что позволяет добавить перевод на разные языки и различные бонусы. AC-3 использует 18-битовое кодирование, так что выходной поток AC-3 составляет 384 кбит/с. Для восстановления звуковой картины декодер Dolby Digital добавляет задержку в 1 мс на передние каналы, поскольку слушатель чаще всего находится ближе к задним динамикам, а не к передним. Задержка позволяет сбалансировать звуковую картину. Некоторые декодеры позволяют изменять задержку.

Звуковое сопровождение Dolby Digital может быть получено при воспроизведении лазерных дисков, дисков DVD-Video, некоторых компьютерных DVD-ROM дисков, в программах цифровых кабельних и спутниковых систем, цифровом ТВ-вещании (DTV). Обычно программы содержащие Dolby Digital отмечены специальной символикой.

Фонограмму Dolby Digital нельзя записать на обычную магнитную ленту VHS (однако в порядке эксперимента она была записана на S-VHS). Dolby Digital был выбран в качестве стандарта для телевидения высокой четкости. Dolby Digital может передаваться и с помощью системы цифрового спутникового телевидения, хотя в этом случае для приема звукового сигнала вам понадобится специальный цифровой ресивер системы Dolby Digital.

Главное преимущество стандарта заключается именно в том, что Dolby Digital стал стандартом объемного звука на DVD. В описании стандарта DVD говорится, что на диске не может использоваться других звуковых технологий, если на нем нет отдельной дорожки с Dolby Digital. Так что вы никогда не найдете диск с одним лишь DTS. Поэтому Dolby Digital универсален.

Предшественники стандарта Dolby Digital:


  • Dolby Surround - три канала, два для звука спереди, один для звука сзади. Диапазон пропускаемых частот от 100 Гц до 7 кГц.
  • Dolby Pro Logic - улучшение Dolby Surround, благодаря увеличению числа каналов до четырех, включая центральный канал, и использованию одного или двух элементов для тылового звука.

Звуковые дорожки Dolby Digital имеют очень широкий динамический диапазон между тихими и громкими пассажами. При полной громкости вы можете слышать дрожание обеспечивающее настоящее ощущение конотеатра. Однако, поздно ночью, громкие звуки звуковой дорожки фильма могут вызывать раздражение других членов вашей семьи или соседей. Но если вы понизите общую громкость чтобы "восстановить мир и спокойствие", то диалоги могут быть очень плохо слышны, а окружающий звук пропадет совсем. Что вам действительно хотелось бы в такой ситуации, это уменьшить громкие эффекты, увеличить громкость тихих пассажей и оставить громкость диалогов. Именно это и позволяет делать система управления динамическими диапазонами Dolby Digital. Для прослушивания с небольшой громкостью, она применяет динамическую компрессию диапазонов, сохраняя тихие звуки, предотвращая черезчур громкие эффекты и сохраняя громкость диалогов. Чтобы облегчить понимание этой функции производители оборудования Dolby Digital назвали её Midnight Mode (ночной режим)

Кодер Dolby Digital способен обработать входной сигнал с, по крайней мере, 20-ти разрядным динамическим цифровым сигналом с диапазоном частот от 20 до 20000 Гц ±0.5 дБ (-3 дБ на 3 и 20300 Гц).
Низкочастотный канал покрывает диапазон от 20 до 120 Гц ±0.5 дБ (-3 дБ на 3 и 121 Гц).
Частота дискретизации в 32, 44.1 и 48 кГц.
Ширина выходного потока данных от 32 кбит/сек для одного монофонического канала, до максимума в 640 кбит/сек.
Типичными являются скорости в 384 кбит/сек для "5.1" канального Dolby Digital потребительского формата, и 192 кбит/сек для двух канальной передачи звука.

Выбираете новый телевизор, но не знаете, что означает большая часть его характеристик? В чем существенная разница между Dolby Digital Plus и простым Dolby Digital? Разберемся вместе с CHIP.

Что такое Dolby Digital Plus?

  • Dolby Digital Plus — это так называемый аудиокодек, который передает звук из точки A в точку B. Название технологии часто сокращается до аббревиатуры DD+.
  • Dolby Digital воспроизводит только звук стандарта 5.1, а с Dolby Digital Plus возможно воспроизведение 7.1. Теоретически DD+ поддерживает тон 13.1, поэтому стандарт будут применять и в будущем.
  • Для звука 5.1 предусмотрены 5 динамиков и сабвуфер. К ним относятся левый и правый основные динамики, центральный динамик, а также левый и правый динамики объемного звучания. Звук 7.1 добавляет два задних слева и справа, которые должны улучшить общее звучание и добавить объемных эффектов.
  • Dolby Digital Plus обеспечивает гораздо лучшее качество звука, чем простой Dolby Digital, даже если сигнал более сжатый. Скорость передачи данных DD+ — до 6 Мбит/с, глубина выборки — 24 бита, частота дискретизации — 48 или 96 кГц.
  • Dolby Digital Plus, наконец, приносит объемный звук в интернет: даже онлайн-видеотеки могут дополнить свой контент не только простым стереозвуком, но и звуком стандарта 7.1.

Требования к аудиокодеку

  • Чтобы использовать Dolby Digital Plus, ваш должен поддерживать соответствующий стандарт. Кроме того, видеоматериал тоже должен быть в формате DD+. Его применяют во всех BluRay и на некоторых платных каналах.
  • Чтобы передать контент Dolby Digital Plus с проигрывателя BluRay на телевизор, а затем на домашний кинотеатр, вам понадобиться стандарта 1.3 или выше.
  • Dolby Digital Plus также обратно совместима. Это означает, что устройства, поддерживающие DD+, также воспроизводят контент в формате Dolby Digital.

Если вы любите слушать

Dolby Digital - Общая информация

Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 с премьерой фильма Возвращение Бэтмена (Batman Returns), и с тех пор звучит почти в тысяче фильмов по всему миру, и является одной из самых современных разработок от .

Dolby произвела революцию в конце 60-х начале 70-х годов в системах записи на магнитную ленту своей системой шумоподавления Dolby A (для профессионалов) и Dolby B (для обычных пользователей). Позже, в 70-х годах, компания Dolby своей аналоговой системой Dolby Stereo революционизировала звук в фильмах.

Dolby Stereo принесла в фильмы 4 звуковых канала, с тремя спереди (левый и правый для музыки и эффектов и центральный для диалогов) и четвертым "окружающим" (Surround) для создания общей звуковой атмосферы. Позже, в 80-х, благодаря системе Dolby SR ("Spectral Recording - спектральная запись"), было значительно улучшено качество записи на ленту и звука в кинофильмах.

Также, компания Dolby революционизировала в конце 80-х - начале 90-х годов бытовые устройства развлечений путем внедрения систем "домашнего театра" Dolby Surround, а позже и Dolby Pro Logic. В бытовых устройствах в основном используется технология Dolby Stereo для воспроизведения с видео лент и лазерных дисков (под лазерными дисками здесь и далее подразумеваются LaserDisc, т.е. "большие" видео лазерные диски). Эти системы позволяли зрителям использовать дома ту же самую 4-х канальную конфигурацию, что и в кинотеатрах.

Современные системы Dolby Digital вышли на новый уровень, предоставляя шесть каналов кристально чистого объемного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные "разделенные" левый и правый задние боковые каналы вовлекают вас в фильм своими окружающими и обтекающими звуками. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

Принципы Dolby Digital ведут свое развитие из разработок Dolby по аналоговому уменьшению шума. Шумоподавление Dolby работает путем ослабления шума, когда нет аудио сигнала, а когда он есть, позволяя более сильному полезному аудио сигналу перекрывать более слабый шум. Таким образом, эта технология использует преимущества психо-акустического феномена известного как слуховое маскирование. Даже если аудио сигнал занимает только часть спектра, шумоподавление Dolby уменьшает уровень шума в тех частях спектра, в который нет полезного сигнала делая шум незаметным. Это делается потому, что аудио сигнал может маскировать только ближний по частотам шум.

При переходе от аналоговой записи сигнала к записи на цифровой носитель такой как компакт-диск, обнаруживается, что цифровое кодирование аудио сигналов используемое в CD производит слишком большие объемы данных для того чтобы их эффективно хранить или передавать в электронном виде, особенно в случаях, когда необходимо кодировать несколько каналов. В результате появились новые формы цифрового кодирования аудио сигналов - известных под общим названием "perceptual coding - чувствительное (восприимчивое) кодирование" - которые были разработаны так чтобы можно было использовать низкоскоростные потоки данных с минимально ощущаемой потерей звукового качества. Примером такого алгоритма кодирования является третье поколение кодеров Dolby - AC-3.

Этот кодер был разработан так, чтобы максимально использовать преимущества человеческой способности к звуковому маскированию, для чего он разбивает спектр аудио сигнала в каждом канале на узкие частотные полоски разного размера оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частотным компонентам полезного аудио сигнала. Путем уменьшения или даже полной ликвидации шума там, где нет маскирующего аудио сигнала, качество звука исходного сигнала субъективно не изменяется. По этому ключевому аспекту такое кодирование как AC-3 является формой очень избирательного и качественного шумоподавителя.

Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению аудио шума является критическим для снижения потока данных в технологии AC-3: чем меньше бит используется для описания аудио сигнала, тем больше шумов связанных с самим кодированием.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе что и фильм позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, таких как CD. Это позволяет упростить производство, а для владельцев кинотеатров использование фильмов, а также позволяет подготовить дорожку Dolby Digital практически без дополнительных затрат. Поскольку часть ленты с перфорированными отверстиями изготавливают с расчетом на высокую сопротивляемость износу и повреждениям, дорожка Dolby Digital не будет подвержена треску и шипению на протяжении всего времени эксплуатации ленты.

В бытовой электронике технологию Dolby Digital можно встретить в последнем поколении лазерных дисков (там где была обычная аналоговая звуковая дорожка), она является стандартной звуковой дорожкой в DVD и используется как аудио формат для телевидения высокой четкости - HDTV, а также в системах кабельного и спутникового телевидения.

DOLBY DIGITAL: Вопросы и ответы

Вы вероятно уже много слышали о том, что Dolby Digital это следующий и возможно последний эволюционный шаг в направлении реалистичности звука. Так что же из себя представляет эта новая технология? Чем она отличается от Dolby Surround Pro Logic и какое новое оборудование она потребует? Ответы на эти и на другие вопросы вы получите в этой статье.

Но сначала нужно прояснить вопрос с названиями. Последние несколько лет компания Dolby Laboratories использовала термин Dolby Digital для ссылок на их новую цифровую систему для киноиндустрии, в то время как под термином Dolby Surround AC-3 подразумевала системы домашнего кинотеатра. На практике, эти две системы являются небольшими вариациями (слегка различающимися в скорости потока данных) одной базовой технологии. И для того чтобы больше не вводить пользователей в заблуждение, решили, что и формат Dolby для домашних многоканальных систем также назывался тем же именем, что и в киноиндустрии - Dolby Digital.

Считается, что это поможет потребителям более легко определять поддерживает ли какой-либо продукт эту технологию, и поможет отличить ее от форматов Dolby Surround и Dolby Pro Logic, которые базируются на аналоговых технологиях. В новом поколении лазерных дисков, и новых форматах использующихся в DVD и телевидении высокой четкости (HDTV), также будут ссылаться на термин Dolby Digital, как это сейчас делают в отношении профессиональных киноприложений. Общее название Dolby Digital также должно помочь прекратить растущие заблуждения пользователей, связанные с термином "AC-3" (Аудио код номер 3), который является техническим обозначением технологии Dolby, разработанной для многоканальных приложений.

Я слышал о Dolby Surround Pro Logic, но что такое Dolby Digital (AC-3)? и что такое Dolby "5.1"?

Dolby Digital предоставляет в общей сложности шесть раздельных каналов звука. Как и Dolby Surround Pro Logic, она включает в себя левый, центральный и правый каналы во фронтальной части комнаты. Dolby Surround Pro Logic предоставляет дополнительно еще один канал с ограниченной полосой частот (от 100 до 7000Гц) для объемного ("окружающего") звука, который обычно усиливается через два канала усилителя и подается потом на два динамика. Тогда как Dolby Digital предоставляет раздельные левый и правый каналы объемного звука для более точного определения местоположения звуков и более натуральной, реалистичной передачи атмосферы и фона. И ко всему прочему все пять основный каналов передают полный спектр частот (от 3 до 20000 Гц), к которым вы можете добавить низкочастотные динамики (сабвуферы).

Шестой канал - Low Frequency Effects Channel (канал для низкой частоты и эффектов), иногда содержит дополнительную низкочастотную информацию для усиления эффекта от некоторых сцен, например, таких как взрывы, катастрофы и т.д. Из-за того, что этот канал сильно ограничен сверху по частоте (от 3 до 120Гц), его иногда называют ".1" каналом. Если его добавляют к полным 5 каналам Dolby Digital, то про такие системы говорят, как про имеющие "5.1" канала.

Все шесть каналов в системе Dolby Digital полностью цифровые, из чего следует, что на всем пути от пульта звукооператора до вашей домашней системы они передаются без потери качества. Но Dolby Digital еще и упаковывает их все в один канал, который занимает места меньше чем один канал на компакт диске. Именно это позволяет так легко добавлять звуковые дорожки Dolby Digital к обычным лазерным дискам, а также к множеству других источников. Dolby Digital используется уже несколько лет, чтобы вы могли смотреть фильмы с Dolby Digital, а теперь, с появлением Dolby Digital на лазерных дисках, вы можете наслаждаться этой прекрасной технологией и у себя дома. А так как она была разработана фирмой Dolby Laboratories, вы можете быть уверены, что звук будет потрясающим!

Это правда что Dolby Digital требует кучу нового оборудования?

Если вы собираете себе новую систему, то можете купить усилители и динамики, специально предназначенные для Dolby Pro Logic, которые подойдут для Dolby Digital. Вам понадобится лазерный проигрыватель нового поколения, на котором есть выход Dolby Digital RF (на него выдается поток данных Dolby AC-3). Основное новое устройство, которое вам понадобится, это декодер Dolby Digital (для декодирования потока AC-3 для дальнейшего воспроизведения). Если у вас уже есть система Dolby Surround Pro Logic, то наверняка уже есть и пятиканальный усилитель, а также необходимое количество динамиков. Рекомендуется добавить сабвуфер, можно даже несколько.

Куда вы записываете дорожку Dolby Digital на лазерном диске? Пропадает ли при этом какая-либо важная аудио информация с лазерного диска? Должен ли я теперь менять всю свою библиотеку лазерных дисков?

Между "обычными" и "новыми" лазерными дисками намного больше общего, чем различий. Новые лазерные диски, включая и диски с Dolby Digital, полностью совместимы с вашим существующим проигрывателем. Две цифровые (PCM) дорожки остаются без изменений, так что вы можете продолжать наслаждаться качеством Dolby Surround Pro Logic и с "новых" дисков. Дорожка Dolby Digital записывается вместо правой аналоговой (FM) дорожки диска. Левая аналоговая дорожка может содержать моно версию, комментарий или любой другой аудио материал.

Последние проигрыватели, которые могли воспроизводить звук только с аналоговых (FM) дорожек, выпускались более чем 10 лет назад. С тех пор практически все проигрыватели могут использовать более качественные цифровые (PCM) дорожки для воспроизведения стерео или Dolby Surround. Конечно же, все новые лазерные проигрыватели с AC-3 будут проигрывать все лазерные диски которые у вас есть, причем как цифровые так и аналоговые звуковые дорожки.

Делает ли Dolby Digital систему Pro Logic ненужной?

Вовсе нет. Dolby Surround Pro Logic еще долго останется с нами. Система Dolby Surround Pro Logic "складывает" четыре канала (левый, центральный, правый и частотно ограниченный "объемный" (Surround)) в два канала. В монофонических системах эти два канала складываются для воспроизведения. И конечно вся информация доступна для воспроизведения в стерео системах. Но когда эти два канала поступают на декодер Dolby Pro Logic, звуковая матрица "раскладывается" и становятся доступными все исходные четыре канала ("объемный" канал воспроизводится через отдельные левый и правый "объемные" динамики).

Самая потрясающая часть системы Dolby Surround Pro Logic это то, что исходный сигнал "уложенный" в стерео, может передаваться вместе с ним везде, где есть возможность передать стерео сигнал: телевизионные стерео передачи, через спутник (C-band, DSS или PrimeStar), кабельные передачи, УКВ (FM) радио, лазерные диски, видео ленты, и даже некоторые игровые приставки. Сегодня вы можете слушать звук в системе Dolby Surround во множестве регулярных телевизионных программах, в растущем списке компакт дисков и конечно на VHS и лазерных дисках, на которых записаны тысячи фильмов с системой Dolby Stereo (термин Dolby Stereo означает то же самое что и хорошо вам известный Dolby Surround, но применяемый в киноиндустрии). Поэтому пока у нас есть стерео, то будет и Dolby Surround Pro Logic, и поэтому все декодеры Dolby Digital имеют встроенный декодер Dolby Pro Logic.

В следующей таблице проводится сравнение свойств Dolby Digital и Dolby Surround Pro Logic.

Параметр Dolby Digital Dolby Surround Pro Logic
"Объемный" канал Стерео, полночастотный (3–20000 Гц) Монофонический, с ограниченным спектром (100–7000 Гц)
Низкочастотный канал Да (3–120 Гц) Нет
Панорамирование Разнообразное Слева направо, справа налево, спереди назад и наоборот.
Каналы 6 отдельных, все каналы могут быть активны одновременно и независимо друг от друга. 4 производных, может воспроизводится только один преобладающий сигнал в каждый момент времени.
Разное Улучшенная картина звука, благодаря "time alignment - выравниванию по времени", т.е. заставляет динамики звучать так, как будто они находятся от слушателя на одинаковом расстоянии. Экономное решение задачи получения высококачественного объемного звука.
При снижении общей громкости в звуковых дорожках динамичных фильмов (например, когда действие происходит поздно ночью), соответствующим образом подстраивается компрессия, так чтобы сохранить качество тихих фрагментов. Объемный звук от любого незакодированного источника стерео звука.
Декодеры могут быть настроены так, чтобы направлять низкочастотный звук в специальные каналы, для систем с сабвуферами. Совместим со всеми существующими и будущими стерео форматами.
Драматический шаг вперед по вовлечению слушателя в мир реальных звуков. Беспрецедентные творческие возможности для производства и управлению звуком. Представляет собой значительный шаг вперед от обычного стерео звука. Является мировым стандартом.

На данный момент существует огромное количество источников звука, поддерживающих Dolby Pro Logic. А как насчет Dolby Digital? На что еще можно записывать Dolby Digital кроме лазерных дисков?

У Dolby Digital есть одна прекрасная вещь - большая гибкость кодирования. Dolby Digital технически допускает огромное разнообразие форматов, а некоторые из них появятся в самое ближнее время:

Телевидение высокой четкости (HDTV) . Эта новейшая система одной из первых выбрала Dolby Digital своей основной звуковой подсистемой. Выбор был сделан "Grand Alliance" - организацией устанавливающей все стандарты для систем HDTV в США.

Спутниковое телевидение - Direct Broadcast Satellite (DBS) уже сегодня активно использует такие преимущества системы Dolby Digital как высокое качество и простота передачи. К примеру, служба "DMX for Business" использует Dolby Digital для передачи 120 музыкальных стерео каналов, и все они передаются с одного передатчика. PrimeStar планирует в ближайшее время добавить Dolby Digital к свой службе телевизионной спутниковой передачи.

Кабельное телевидение внедряет системы с Dolby Digital из-за соображений эффективности и для того чтобы быть готовым к стандартам будущих систем телевидения высокой четкости.

В формат Digital Video Disc (DVD) уже входит Dolby Digital.

Остальные форматы, такие как цифровые видеокассеты - Digital Video Cassette (DVC), и цифровая аудио передача - Digital Audio Broadcast (DAB), являются первыми в списке на внедрение уникальной комбинации качественного звука, эффективной передачи всего спектра сигнала и многоканальных возможностей технологии Dolby Digital.

Что делает Dolby Digital таким гибким, или если уж говорить прямо - чем он хорош?

Буквы "AC" в Dolby AC-3, расшифровываются как Audio Coding - кодирование звука. На цифровое кодирование звука часто ссылаются как на "perceptual coding" (кодирование основанное на ощущениях). Проще говоря, это такое кодирование, которое пытается обнаружить и затем удалить ту звуковую информацию, которую мы все равно не может услышать, но сохраняет то, что мы можем услышать. Его назначение уместить как можно больше полезной информации в доступном спектре. Рассмотрим аналогию:

Предположим, что вам необходимо доставить 4000 человек (полезная информация) из одного места в другое в течении часа. По шоссе может проехать только 1000 машин в час. Если разместить все 4000 человек в 1000 автомобилей, то можно избавиться от лишней информации (оставим 3000 машин дома). Это высокоэффективная доставка, и именно для этого предназначена система Dolby Digital.

Одна из причин, почему качество звука на компакт диске так высоко в том, что он содержит огромный объем данных: 16-ти разрядные семплы выбираются 44100 раз в секунду отдельно для каждого канала. Это соответствует потоку в 1411200 бит в секунду. Компакт диск представляет собой настолько большое хранилище информации, что позволяет записать до 74 минут музыки на один диск. Но что делать, если надо записать 2 часа 20-ти разрядного сигнала и ко всему прочему там должно быть шесть каналов? На сегодняшний день такой большой поток данных непрактичен ни для хранения, ни для передачи.

Кодер Dolby Digital является первым кодером разработанным специально для многоканального звука. Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению аудио шума является критическим для снижения потока данных, потому что чем меньше бит используется для описания аудио сигнала, тем больше шум.

Шумоподавление Dolby работает путем уменьшения уровня шума в отсутствии аудио сигнала, а также позволяя более сильному полезному аудио сигналу перекрывать или "маскировать" шум. Но это позволяет замаскировывать только шум, близкий по частотам к полезному сигналу. Поэтому Dolby Digital разбивает звуковой спектр для каждого канала на узкие полоски разного размера, оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частоте кодируемого сигнала. Аудио сигнал эффективно заглушает шум, делая его неслышным для уха. Там где отсутствие сигнала не позволяет маскировать шум оцифровки, Dolby Digital прикладывает максимум усилий чтобы его уменьшить. Можно сказать, что Dolby Digital это очень эффективная система шумоподавления, и в результате качество звука субъективно очень близко к оригиналу.

Dolby Digital использует технологию "shared bitpool" ("разделяемых битов"), и также модель маскирования человеческого слуха, чтобы достичь наибольшей эффективности передаваемых данных. Разряды неравномерно распределяются между множеством узких полосок частоты, причем в каждом конкретном случае по-разному, в зависимости от спектра и динамической структуры кодируемого сигнала. Применяя модель слухового маскирования, кодер предоставляет оптимальное количество разрядов для аудио сигнала в каждой полосе. Дополнительно происходит перераспределение разрядов между разными каналами в соответствии с моделью, по которой более насыщенный частотами канал потребует больше данных для передачи, чем другие, слабо заполненные, а также учитывается, что сильный сигнал в одном канале может маскировать появляющийся шум в других каналах. В результате Dolby Digital может использовать пропорционально больше передаваемых данных для кодирования звука, выдавая более качественный сигнал и позволяя кодировать несколько звуковых каналов в более низкоскоростные потоки данных чем требует даже один канал на компакт диске.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Кодер Dolby Digital способен обработать входной сигнал с, по крайней мере, 20-ти разрядным динамическим цифровым сигналом с диапазоном частот от 20 до 20000 Гц ±0,5 дБ (-3 дБ на 3 и 20300 Гц). Низкочастотный канал покрывает диапазон от 20 до 120 Гц ±0,5 дБ (-3 дБ на 3 и 121 Гц). Поддерживаются частота дискретизации в 32, 44,1 и 48 кГц. Ширина выходного потока данных может варьироваться от минимума в 32 кбит/сек для одного монофонического канала, до максимума в 640 кбит/сек, удовлетворяя всему возможному диапазону требований. Типичными являются скорости в 384 кбит/сек для "5.1" канального Dolby Digital потребительского формата, и 192 кбит/сек для двух канальной передачи звука.

Какой объем у звука

23.03.2009 17:35 Владимир Закаменный

В прошлой статье мы подробно объяснили, что же означают обозначения различных поддерживаемых устройством воспроизведения (проигрывателем) форматов файлов и носителей . Сейчас мы продолжим наш импровизированный ликбез и расскажем вкратце о форматах многоканального звука.

Форматы Dolby

Dolby Stereo - матричный формат записи звука. При записи в формате Dolby Stereo звук, предназначенный для каждого из четырех каналов, кодируется и записывается на два канала, а при воспроизведении декодируется вновь в четыре канала: левый, центральный, правый и задний (обычно направляется на две тыловые акустические системы одновременно).

Dolby 3 Stereo – система для домашнего кинотеатра, передающая информацию каналов окружающего звучания через левый и правый фронтальные громкоговорители, а звук центрального канала - через третий громкоговоритель.

Dolby Headphone – стандарт, предназначенный для перекодирования сигнала формата 5.1 в двухканальный сигнал для наушников. Позволяет донести до слушателя объемные звуковые эффекты, обычно используется при просмотре видеофильмов в наушниках.

Dolby Surround (DSS) – система, позволяющая из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера воспроизводится обычный двухканальный стереозвук.

Dolby Pro-Logic (DPL) - система, позволяющая из закодированного двухканального сигнала выделять четыре звуковых канала: левый, центральный, правый и тыловой. Система использует дополнительный громкоговоритель центрального канала, который «привязывает» диалоги к экрану, а эффект окружающего звучания воспроизводится через тыловые каналы.

Dolby Pro Logic II - новая усовершенствованная версия формата Dolby Pro Logic. Основное отличие DPL II от DPL заключено в том, что организуется стереофонический тыловой канал, с расширенным диапазонам частот, наличие которого позволяет создать в зрительном зале более реалистичную и стабильную звуковую сцену. Имеется независимый канал низкочастотных эффектов. В общем, декодер позволяет из звуковой дорожки 2.0 (стереофонический звук) создать объемный звук формата 5.1. DPL II имеет два режима: «Movi» (для саундтреков кинофильмов) и «Music» (для музыкальных записей, записанных, например, на CD). Пользователь получает возможность просмотра и прослушивания старых записей своей коллекции с обновленным звучанием, соответствующим новым стандартам. Конечно, полученному многоканальному звуку будет далеко до полноценного звучания Dolby Digital или DTS, но в любом случае зритель вместо плоского двухканального звука получает объемный шестиканальный.

Dolby Pro Logic IIx - дальнейшее развитие стандарта Dolby Pro Logic II. Декодер Dolby Pro Logic IIx позволяет получить объемный звук стандарта 6.1 или 7.1, используя в качестве источника сигнал в формате 5.1 или простой стереосигнал.

Dolby Pro Logic IIz – новейший стандарт, использующий фронтальные каналы для создания трехмерных эффектов, таким образом добавляя к звуковому полю еще одно измерение в 7.1- и 9.1-конфигурациях. Dolby Pro Logic IIz обратно совместима с Dolby Pro Logic IIx.

Форматы Dolby Digital (AC-3)

Dolbi Digital (AC-3) - самый популярный на сегодняшний день формат многоканального звука, принятый в качестве звукового стандарта для видеодисков формата DVD. Этот полностью цифровой формат содержит 6 независимых каналов звука, из них 5 полнодиапазонных (30 – 20 000 Гц): три фронтальных (левый, центральный и правый) и два тыловых, плюс один низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Звучание фонограмм, записанное в формате Dolbi Digital, характеризуется очень высоким качеством звука - полностью отсутствует шум носителя (как это явно присутствует, например, в аудио кассетах).

Dolby Digital Live – технология, позволяющая в режиме реального времени конвертировать звук от компьютера или игровой приставки в формат Dolby Digital 5.1, обеспечивая качественное звучание и простое (с помощью одного разъема) подключение к AV ресиверу для воспроизведения.

Dolby Digital Surround EX - стандарт многоканального звука формата 6.1. От Dolby Digital отличается добавлением дополнительного канала (центр-тыл). Сигнал для центрального тылового канала декодер получает из левого и правого тыловых каналов. Дополнительный канал позволяет добиться более детальной звуковой картины.

Dolby Digital Plus – стандарт, специально разработанный для видеофильмов на носителях HD DVD/Blu-Ray и телевидения высокого разрешения HDTV. Обеспечивает высокое качество объемного звука. Dolby Digital Plus поддерживает обработку потока аудиоданных со скоростью до 6.144 Мбит/с. (для сравнения, для стандарта Dolby Digital эта цифра составляет 640 кбит/с.), поддерживает до 13 независимых звуковых каналов, разрядность 24 бит на канал и частоту дискретизации 96 кГц.

Dolby TrueHD – стандарт, предназначенный для декодирования цифровой звуковой дорожки, записанной на диске, в многоканальный аналоговый сигнал. Стандарт Dolby TrueHD был специально разработан для видеофильмов на носителях HD DVD/Blu-Ray и телевидения высокого разрешения HDTV и обеспечивает высокое качество объемного звука. Он поддерживает до 14 аудиоканалов, разрядность данных 24 бит, частоту дискретизации 96 кГц, полосу пропускания до 18 Мбит/с., позволяет преобразовать звук без потери качества (lossless). Поток данных в стандарте Dolby TrueHD поддерживается интерфейсом HDMI.

Форматы DTS

DTS – аналоговый Dolby Digital формат многоканального звучания, обеспечивающий несколько более высокое по сравнению с первым качество звучания. Основное отличие стандарта DTS от Dolby Digital состоит в том, что скорость аудиоданных у DTS в три раза выше, благодаря чему появляется возможность записать звук с лучшим качеством. В результате становятся слышны все тончайшие оттенки звучания, звуковые эффекты приобретают большую выразительность.

DTS 96/24 - стандарт шестиканального звука более высокого, чем DTS, качества. Поддерживает формат звука с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бит. Совместим с форматом DTS. Декодер DTS 96/24 необходим для того, чтобы преобразовать цифровую звуковую дорожку, записанную в формате DTS 96/24, в многоканальный аналоговый звук.

DTS ES Matrix 6.1 - улучшенная версия цифрового формата DTS для построения системы домашнего кинотеатра на базе шести акустических систем. Как и в предыдущем случае используется матричный способ кодирования данных для организации центрального тылового канала.

DTS ES Discrete - единственный на сегодняшний день полноценный 6.1-канальный формат. Информация для тылового центра содержится в отдельно записанном звуковом канале.

DTS Neo:6 - музыкальный многоканальный формат, являющийся функциональным аналогом Dolby Pro Logic II. Он способен разложить двухканальный сигнал в 6-канальную конфигурацию.

DTS-HD High Resolution Audio – стандарт, предназначенный для декодирования цифровой звуковой дорожки, записанной на диске, в многоканальный аналоговый сигнал. Стандарт DTS-HD был специально разработан для видеофильмов на носителях HD DVD/Blu-Ray и телевидения высокого разрешения HDTV и обеспечивает высокое качество объемного звука. Он поддерживает неограниченное количество аудиоканалов, разрядность 24 бит, частоту дискретизации 96 кГц и полосу пропускания 3 или 6 Мбит/c, преобразует звук без потери качества (lossless), имеет возможность выводить многоканальный звук (семь и более каналов) в форматах 5.1 и стерео.

DTS-HD Master Audio – стандарт, разработанный специально для использования с видеоформатами высокого разрешения (HD DVD, Blu-Ray). Главное его преимущество - возможность использования звукового формата с кодированием без потерь (lossless). Звук в формате DTS-HD Master Audio соответствует качеству звука с DVD-Audio. DTS-HD Master Audio поддерживает разрядность 24 бит, частоту дискретизации 192 кГц, полосу пропускания до 24.5 Мбит/с., имеет возможность выводить многоканальный звук (семь и более каналов) в форматах 5.1 и стерео.

и компания

THX – формат, определивший новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего видеопросмотра. Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТНХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических - левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера - громкоговорителя специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков). Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20-80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате). Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям.

MPEG Multichannel или MPEG-2 Audio – стандарт, применяющийся для записи звука на DVD видеодиски. MPEG-2 Audio и AC-3 обеспечивают примерно одинаковое качество шестиканального звука. Хотя некоторые специалисты отмечают большую гибкость последнего, вследствие возможности переменной скорости записи звуковых данных. Также MPEG-2 Audio более совместим с простыми аудиосистемами, работающими в стереорежиме.

Способ кодирования звукового материала на DVD-Audio базируется на хорошо обработанной технологии импульсно-кодовой модуляции сигнала (Linear PCM ). Этот новый формат позволяет воспроизводить с высочайшим качеством как двухканальные, так и многоканальные дорожки. Высокая чистота дискретизации и другие технологические новшества позволяют без искажений реализовать цифровые сигналы в полосе частот от 0 до 100 кГц (точнее – 96 кГц) при динамическом диапазоне 144 дБ.

В основу записей на SACD (Super Audio CD) положен принцип формирования однобитового цифрового потока, созданного на основе прямопоточного цифрового кодирования DSD (Direct Stream Digital ) с частотой дискретизации 2,8 Мгц. Количество звуковых каналов на SACD может быть от 2 до 5.

Meridian Lossless Packing (MLP , уплотнение без потерь компании Meridian) – это система кодирования без потерь, предназначенная для высококачественного аудио. Для DVD-Audio MLP осуществляет сжатие без потерь информации при числе каналов материала, достигающем 6, с разрядностью 24 бита и нормой отбора от 44.1 кГц до 192 кГц.

Circle Surround - система, являющаяся адаптацией систем Dolby специально для музыки, поскольку имеет тыловой канал c полным диапазоном частот. Современная версия системы, Circle Surround 5.2.5, может также работать в шестиканальном режиме с раздельными тыловыми каналами и каналом субвуфера. Звук, закодированный посредством системы Circle Surround (в четырехканальном режиме), полностью совместим с декодерами Dolby Pro-Logic. Кроме того, декодер Circle Surround может синтезировать объемный звук из обычного стерео.

SDDS (Sony Dynamic Digital Sound ) – цифровой формат, предназначенный исключительно для кино и в виде аудио продукции пока не встречается. Звук SDDS может быть декодирован в четыре, шесть (5.1) или восемь (7.1) каналов, в последнем случае с дополнительными левым центральным и правым центральным каналами. В формате SDDS используется звук с частотой дискретизации 44,1 кГц и применяется сжатие данных с потерями (примерно 5:1).

49 990 руб.

AV ресивер Onkyo TX-L50 Black

С декодером DTS. С декодером Dolby TrueHD . Декодер Dolby Digital - Dolby Digital Plus. Вес: 4.00 кг. Размеры 435х70х325 мм.

купить в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

21 988 руб.

Ресивер Yamaha RX-V385 Black

С количеством входов HDMI 4. Декодер DTS. С мощность фронтальных каналов 260 Вт. Стандарт - 5.1. Декодер Dolby TrueHD . С отношением сигнал/шум 110 дБ. Автоматическая калибровка объемного звука. Декодер Dolby Digital - Dolby Digital. С весом: 9.30 кг.

купить в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

34 000 руб.

Pioneer VSX-S520 sil

Минимальная воспроизводимая частота 10 Гц. С HDMI-входом на передней панели. Количество входов HDMI - 4. Мощность фронтальных каналов 80 Вт. Разъемы для акустики - пружинные защелки. С декодером Dolby TrueHD . Декодер Dolby Digital - Dolby Digital. Максимальная воспроизводимая частота 40000 Гц. Отношение сигнал/шум 80 дБ. Стандарт - 5.1. С декодером DTS. С входом для iPod. Высота: 325 мм. Глубина: 435 мм. Вес: 4.00 кг.

купить в интернет-магазине PokupaemTuT

видеообзор фото

21 990 руб.

AV ресивер Yamaha RX-V385 Black

Декодер Dolby TrueHD . С мощность фронтальных каналов 260 Вт. Декодер DTS. Автоматическая калибровка объемного звука. Декодер Dolby Digital - Dolby Digital. С отношением сигнал/шум 110 дБ. Стандарт - 5.1. С количеством входов HDMI 4. С весом: 9.30 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

17 990 руб.

AV-ресивер Pioneer VSX-323 (черный)

С HDMI-входом на передней панели. С поддержкой сигнала 1080p (HDMI). Декодер Dolby Pro Logic - Dolby Pro Logic II. Разъемы для акустики - винтовые. С декодером Dolby TrueHD . Стандарт - 5.1. Схемотехника - полупроводниковый. С тонкомпенсацией. С входом для iPod. Декодер Dolby Digital - Dolby Digital Plus. С декодером DTS. С выходом на наушники на передней панели. Количество входов HDMI - 4. С позолоченными разъемами. С управлением ПДУ другими компонентами.

в интернет-магазине KTV

видеообзор фото

38 812 руб.

AV-ресивер Pioneer VSX-S520-B

С мощность фронтальных каналов 80 Вт. Декодер Dolby TrueHD . С максимальной воспроизводимой частотой 40000 Гц. С количеством входов HDMI 4. Разъемы для акустики - пружинные защелки. Вход для iPod. HDMI-вход на передней панели. Декодер Dolby Digital - Dolby Digital. Декодер DTS. С минимальной воспроизводимой частотой 10 Гц. Стандарт - 5.1. С отношением сигнал/шум 80 дБ. Высота: 325 мм. Глубина: 435 мм. Вес: 4.00 кг.



error: Content is protected !!