Современное общество переживает информационную революцию что. Современное нам общество переживает информационную революцию

Информационные революции и информационное общество .

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможности для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.

Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.

Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.


Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера . На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Переход от механических и электрических средств преобразования информации к
электронным;

Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельност

и, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают , что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    все большее влияние на общество средств массовой информации;

    информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

    существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

    многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

    существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
    занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Экономика и структура труда в информационном обществе

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы пря мого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйсхарактерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

· услуг образования

и другие.

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.


Преодоление информационного кризиса


Информационный кризис - явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году - уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у

спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за­ трудняет восприятие полезной для потребителя информа­ ции;

возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Жак Аттали

тается куда более «демократичной»). Образец человека будущего - кочевник, не имеющий ни постоянной семьи, ни тем более родины. Не способные вести такой образ жизни будут отброшены на периферию жизни и уже никогда не смогут подняться обратно вверх по ступеням социальной лестницы. Вот такая модель. Нравится? Согласитесь: выглядит жутковато - но реальность еще хуже.

Сразу скажу, что не хочу останавливаться на особо насыщенных «заговорщицкой» тематикой трудах. Полагаю, при желании каждый сможет самостоятельно прочесть эти творения и сделать выводы о том, насколько верны содержащиеся в них сведения. К примеру, не лишним будет упомянуть творчество стоявшего у истоков Бильдербергского клуба британского разведчика Джона Коулмана, который в середине 1960-х годов порвал со всей этой публикой и разразился весьма примечательными откровениями - самая знаменитая его книга называется «Комитет-300» 131 . Эта книга весьма широко представлена в Интернете, так что каждый желающий может ее добыть. Однако, повторюсь, не слишком важно, насколько подобные книги и статьи точны - нас будет интересовать кое-что иное, а именно прямая речь адептов мондиализма.

Начнем с идей Збигнева Бжезинского, изложенных в его книге «Технотронная эра». Он пишет, что современное нам общество «переживает информационную революцию, основанную на развлечениях и массовых зрелищах (бесконечные телепередачи о спортивных состязаниях), которые представляют собой еще один вид наркотиков для масс, становящихся все более бесполезными». Да-да, вы не ослышались, именно так: люди становятся «бесполезными массами». Публичные изложения этой доктрины мировой олигархией доверены Римскому клубу - познакомимся же с ним поближе. Здесь я временно уступаю место Константину Гордееву и его интернет-статье «Апокалипсис и развитие общества» 132 - сразу хочу предупредить, что обсуждаемые вопросы достаточно сложны, поскольку плотно завязаны на серьезные научные теории.

Аурелио Печчеи

Римский клуб был образован 6-7 апреля 1968 г. в Риме. Инициатором создания клуба был итальянский менеджер Аурелио Печчеи, который совместно с генеральным директором по вопросам науки ОЭСР... профессором физической химии Александром Кингом, пригласил в Рим около 30 европейских ученых - естественников, социологов и экономистов. Зачем? На этот вопрос вполне откровенно ответил сам его главный организатор и бессменный глава: «Первая цель [создания клуба. - К. Г.] - способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества. Очевидно, что эта цель включает изучение тех ограниченных и весьма сомнительных перспектив и возможностей выбора, которые останутся человечеству, если оно срочно не скорректирует наметившиеся ныне тенденции мирового развития. И вторая цель - использовать все доступные знания, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации» 133 .

И хотя все основные работы Римского клуба появились значительно позже 1968 года, однако выводы, содержащиеся в них, были предопределены с самого начала: «...мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит

причиной ее нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться. Стало совершенно очевидным, что в этой системе нет никаких внутренних кибернетических механизмов и не осуществляется никакого «автоматического» саморегулирования макропроцессов. Этим кибернетическим элементом эволюции нашей планеты является сам человек, способный активно воздействовать на формирование своего собственного будущего. Однако он может на деле выполнить эту задачу только при условии контроля над всей сложной системной динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания... что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции» 134 .

И даже механизмы, с помощь которых обсуждаемая организация обеспечила свой всемирный триумф, ее создателям словно кто-то «нашептал на ухо»: «Научные статьи, вдохновенные речи, декларации, манифесты, конференции и симпозиумы - самый распространенный способ чтения проповедей относительно узкому кругу уже обращенных в веру людей. Все эти формы воззваний, как правило, не доходят до широкой общественности. В свое время обширные возможности общения с широкой аудиторией предоставляли средства массовой информации, однако сейчас они выдают такое огромное количество самых противоречивых сведений, что люди пребывают в постоянном недоумении, как уловить существенное, отбросить второстепенное и, наконец, как на основании всего этого прийти к разумным выводам, и к каким именно.

Конечно, надо было использовать все существующие технические средства. Однако нам казалось,

что воззвание Римского клуба произведет нужный эффект лишь в том случае, если оно будет представлено в какой-то новой, непривычной, образной форме. Это должно было напоминать лечение шоком. Ведь до тех пор, пока люди с различными уровнями образования не смогут увидеть действительность такой, как она есть, а не такой, какой она была раньше или какой они хотели бы ее видеть, - им так и не постигнуть смысла мировой проблематики. И надо было сделать так, чтобы как можно больше людей смогли совершить этот резкий скачок в своем понимании действительности» 135 .

И надо сказать, что «шоковая терапия» Римскому клубу удалась вполне: «Пределы роста» (1972) - первый доклад, явленный им непросвещенному, но «цивилизованному человечеству», - поразил мир и вызвал ожесточенные, долго не утихавшие споры среди специалистов, политиков и обывателей. Впрочем, все узнается по плодам. Начало 1970-х годов прошлого столетия ознаменовали внезапный, «словно по мановению волшебной палочки», переход от конфронтации холодной войны к «разрядке международной напряженности», к Хельсинкскому соглашению, к договору СНВ-1 и, наконец, к принятию 1 мая 1974 года Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового международного экономического порядка», как «наиболее важной основы экономических отношений между всеми людьми и всеми странами» (а вместе с ней и соответствующей «Программы действий»). А весьма характерным фоном к этим событиям служили неистовая активность так называемых «новых французских философов», изо всех сил адаптировавших идеи мондиализма до сознания среднестатистического европейца, и создание в США штрих-кода EAN -13/ UPC , хотя и печально известного своей сатанинской символикой, но заполонившего ныне весь земной шар.

Так становилась «наука глобалистика», так начиналось то, что с умилением политики, СМИ и вообще «передовые умы» именуют «глобализацией» и «будущим всечеловечества». И уже никто не вспоминает о той отправной точке, которая дала официальный ход все наблюдаемым сегодня процессам. Дабы не быть обвиненным в клевете и наговорах, я специально привел описание происходившего тогда словами главного участника событий. Впрочем, произнесены они были чуть позже, в самом конце 70-х, а прежде автору этих строк, как и миллионам советских школьников внушалось, что «Римский клуб объединяет ведущих мировых ученых, которые путем тщательного анализа вырабатывают рекомендации по рациональному управлению мировым хозяйством». Вот так - ни больше, ни меньше...

Каким же таким «весомым» аргументом «римляне» смогли ввести международное общественное мнение в состояние шока, побудить согласиться с собой и, более того, побудить к действию в задаваемом ими направлении?

Подробное решение параграф § 4 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

  • Гдз по Обществознанию за 8 класс можно найти

1. Объясни значение следующих принципов и приведи примеры, иллюстрирующие их действие в обществе.

Изменчивость - разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Изменчивость - это, когда могут поменяться экономическая ситуация, политические приоритеты, уровень жизни населения и, соответственно, его покупательский спрос.

Стабильность - способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени.

Стабильность - это когда все эти изменяемые показатели колеблются около каких-то привычных средних значений (курс диаметрально не меняется).

2. Выполни задания.

1) Заполни пропуски в схеме.

Реформа (лат. reformo) - изменение правил игры в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот - увеличение доходов.

Революция - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

2) С опорой на текст учебника сформулируй два достоинства и два недостатка каждой из форм преобразования общества.

Революция. Преимущества: коренное изменение всей структуры общества, направленное на улучшение благ людей, возвышение государства на мировой уровень, быстрое развитие экономических отношений и политики данного государства.

Недостатки: забастовки, восстания, утечка материальных средств, ненужные преобразования в обществе.

Реформы. Недостатки: частичный и постепенный переход общества на новый уровень.

Достоинства: не затрагиваются основы текущего строя, что не приводит к дестабилизации страны.

3. Что такое глобализация?

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

4. Используя текст учебника, укажи проявления глобализации в различных сферах общества. Заполни таблицу.

Глобализация экономики - одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы.

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики - сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация ведёт к негативным последствиям: закреплению периферийной модели экономики, потере своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард». Глобализация распространяет конкурентную борьбу на всех участников, в том числе на слабые страны, что приводит к разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни населения и др.

Сделать положительный эффект глобализации доступным максимальному числу стран, и при этом смягчить негативные последствия - одна из декларируемых целей международной политики.

Глобализация тесно связана с процессом централизации субъектов управления (централизации власти).

В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает всё большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причём регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая семёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Глобализация социальных процессов - тенденция к интеграции социально-экономической и культурной деятельности участников общественной жизни, проявляющаяся на межгосударственном, международном уровне, уровне больших социальных общностей (народ, профессиональные общности, возрастные категории), межличностного взаимодействия. Интеграционные процессы на межгосударственном, международном уровне активизировались в период после Второй мировой войны и особенно начиная с 70-х гг. XX в., когда в мировом сообществе сформировалось понимание того, что в новых цивилизационных условиях многие социальные процессы зависят не только от политических позиций тех или иных стран и сложившихся на национальном уровне традиций, представлений, обычаев, но и находятся под возрастающим воздействием явлений мирового масштаба, всепроникающих научно-технических достижений, углубляющихся коммуникаций, информационного обмена, миграции, международного туризма. На этой основе сформировалась концепция глобальной системы, воплощающей: 1) социализацию экономики в мировом масштабе, выход многих социальных процессов на мировую арену как наднациональных, всеобщих; 2) изменения в сфере культуры, образа жизни, в результате которых стратегии потребительства (консюмеризм), распространяемые по всему миру через средства массовой информации, трансформировали локальные, национальные культурные системы, увеличив в них роль элементов потребительской культуры; 3) появление «транснационального капиталистического класса» в развивающихся странах, тяготеющего к встраиванию в мировую хозяйственную систему.

5. Современное общество переживает информационную революцию. Что это за процесс? Укажи несколько его проявлений.

Информационная революция - метафора, которая отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти ХХ столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.

Этот термин также применяется для обозначения четырех информационных революций в истории человечества, в результате которых не только кардинально менялись способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей.

Формирование современного информационного общества стало результатом нескольких информационных революций, которые произошли в истории развития человеческой цивилизации, и которые не только кардинально меняли способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей:

первая информационная революция связана с появлением письменности. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению через ее фиксацию в знаках и разрушила монополию узкого круга людей на знания

вторая информационная революция была вызвана изобретением и распространением книгопечатания в XV ст. и расширила доступ к информации широким слоям населения благодаря тиражированию знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.;

третья информационная революция (конец XIX - начало XX вв.) связана с изобретением телеграфа, телефона, радио, телевидения, что позволяло оперативно, в больших объемах передавать и накапливать информацию, передавать звуковые и визуальные образы на большие расстояния. Последнее создало предпосылки эффекта «сжатия пространства»;

четвертая информационная революция (70-е годы XX века.) обусловлена изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера. Она характеризуется переходом от механических, электрических средств преобразования информации к электронным и создание программного обеспечения этого процесса. «Венцом» этой волны революции является появление всемирной сети - интернета, что сделало возможным информационный обмен в глобальных масштабах.

6. Какие проблемы называют глобальными? Приведи три-четыре характерные черты глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

Признаки глобальных проблем:

Без их решения невозможно выживание человечества;

Они носят всеобщий характер, т.е. затрагивают все страны;

Для решения требуют объединения усилий всего человечества;

Они насущны, т.е. их решение нельзя отложить или переложить на плечи будущих поколений;

Их появление и развитие взаимосвязаны. Перечисленные признаки требуют некоторого пояснения.

7. Приведи примеры глобальных проблем.

Список глобальных проблем:

Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;

Проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

Угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

Катастрофическое загрязнение окружающей среды;

Снижение биоразнообразия;

Обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

Глобальное потепление;

Озоновые дыры;

Проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

Демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

Терроризм;

Астероидная опасность;

Недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;

Социальное неравенство - разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

Возрастающая безработица (см. также безусловный основной доход).

Насилие и организованная преступность.

Парниковый эффект;

Кислотные дожди;

Загрязнение морей и океанов;

Загрязнение атмосферы.

Экологические: засорение атмосферы, радиоактивные свалки, таяние айсбергов, парниковый эффект, уничтожение редких животных и растений.

Политические: перенаселение, ресурсы питания, терроризм.

Социальные: алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, беспризорность, бедность.

Экономические: кризис перепроизводства, неустойчивость курсов валют, урегулирование мировых цен на нефть и золото, импорт/экспорт трудовых ресурсов, безработица.

8. Во всём мире за последние 40 лет число детей, родившихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10 % от числа всех рождённых. Какие реалии современного мира могли повлечь такие печальные последствия?

Плохая атмосфера; жизнь в городе (грязный воздух и т.д.); пьющие, курящие, употребляющие наркотики родители.

1. Объясни значение следующих принципов и приведи примеры, иллюстрирующие их действие в обществе.

Изменчивость- когда человек меняет характер, мнение о себе, смысл жизни.

Примеры: смена курса валют.

Стабильность- когда в жизни человека все идет без изменений.

Примеры: стойкая стрессоустойчивость.

2. Выполни задания.

1) Заполни пропуски в схеме.

1) Реформы, 2) Революции

2) С опорой на текст учебника сформулируй два достоинства и два недостатка каждой из форм преобразования общества.

3) Что такое глобализация?

Это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции.

4) Используя текст учебника, укажи проявления глобализации в различных сферах общества. Заполни таблицу.


5) Современное общество переживает информационную революцию. Что это за процесс? Укажи несколько его проявлений.

В 21 веке СМИ продвинулось в выдаче информации. Человек получает очень много информации, мозг перегружается.

6) Какие проблемы называют глобальными? Приведи три-четыре характерные черты глобальных проблем.

Глобальные проблемы затрагивают все человечество, несут тяжелые последствия.
Война, бедность, эпидемия.

7) Приведи примеры глобальных проблем. Заполни таблицу.


8) Во всем мире за последние 40 лет число детей, родившихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10% от числа всех рожденных. Какие реалии современного мира могли повлечь такие печальные последствия?

Очень много промышленных отходов, которыми дышат беременные в городе. Также, у некоторых людей, ну уж очень большая страсть (зависимость) к алкоголю и наркотикам. Ещё, отклонения могут быть вызваны на уровне генетики (то есть, от родителей), Пример: родители с отклонениями, имеют большую вероятность родить такого же ребёнка. Да и просто отношения к нормам питания и т. д. у родителей.



error: Content is protected !!